Эксперт ПИУ РАНХиГС о новых подходах в системе образования
15:04
31 июля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В настоящее время российская система образования переживает период трансформации, направленный на повышение ее эффективности, степени соответствия потребностям экономики и улучшение качества подготовки кадров, что характерно всем уровням образования. Значительные изменения происходят и в системе среднего профессионального образования, затрагивая различные аспекты функционирования системы. Важным элементом совершенствования является развитие нормативной базы, позволяющей обеспечить основу для эффективного функционирования системы.
Президент России Владимир Путин 23 июля 2025 года подписал закон о новой форме образовательной деятельности — профессионалитете, а также о проведении государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме демонстрационного экзамена. Этот закон закладывает основу для более тесного сотрудничества между образовательными учреждениями и работодателями, что соответствует современным требованиям к подготовке квалифицированных кадров.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, декан факультета среднего профессионального образования, кандидат экономических наук Елена Такишина отмечает, что подписанный Президентом России закон о профессионалитете содействует развитию системы СПО за счет активного участия работодателей в разработке и реализации образовательных программ, а также в организации практической подготовки студентов, обеспечивая подготовку квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, нивелирование разрыва между требованиями рынка труда и компетенциями выпускников.
«В рамках федерального проекта «Профессионалитет» создаются образовательно-производственные кластеры, объединяющие колледжи и предприятия, что позволяет студентам получать практические навыки непосредственно на производстве, снижая период адаптации на первом рабочем месте, и гарантирует им трудоустройство после окончания обучения по специальности, а работодателям – прием на работу квалифицированных кадров с требуемым уровнем формирования компетенций. За счет более тесной интеграции с работодателями и ориентации на практические навыки, «Профессионалитет» повышает отдачу от инвестиций в СПО, обеспечивая более эффективное использование бюджетных средств.
Подготовка квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, является важным фактором экономического роста. Развитие профессионалитета обеспечит приток квалифицированных рабочих кадров на предприятия и формирование кадрового резерва для различных отраслей экономики, обеспечивая предприятиям доступ к квалифицированной рабочей силе.
Проведение государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена и иных формах, определяемых Минпросвещения России для обучающихся по программам СПО в сфере искусств, медицинского, фармацевтического образования, в области подготовки кадров для обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также учащихся по программам СПО в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и исправительных учреждениях, обеспечит повышение степени объективности оценки практических навыков выпускников СПО. Ориентация на практические навыки и возможность продемонстрировать свои умения на экзамене повышает мотивацию студентов к обучению и стимулирует их профессиональное развитие.
В целом демонстрационный экзамен представляет собой независимую экспертную оценку уровня и качества практической подготовки выпускников, проводимую при непосредственном участии работодателей на всех этапах (от разработки заданий до подведения итогов экзамена).
Демонстрационный экзамен позволяет оценить именно практические навыки, что обеспечивает признание его результатов работодателями, соответственно, упрощает трудоустройство выпускников, дает возможность работодателям трудоустроить выпускников с более высокими результатами демонстрационного экзамена.
Эффективность развития системы СПО в значительной степени детерминируется активностью участия работодателей в управлении образовательными учреждениями и организации обучения, что требует совершенствования системы стимулирования их участия и форм участия, и наличием материально-технической базы, соответствующей требованиям работодателей, привлечением работодателей к ее финансированию», – отмечает эксперт.
Источник фото: ru.freepik.com
-
10:16 1 августаПромышленные предприятия Саратовской области готовы принять на работу ветеранов СВО
-
10:09 1 августаВ Саратовской области пройдет конкурс на лучшую учебно-материальную базу по гражданской обороне
-
10:06 1 августаВ Саратовской области депутаты изучат случаи отказа в подключении интернета для сельчан
-
9:56 1 августаСаратовские врачи напомнили, как сохранить печень здоровой